МБОУ "Борчанская СОШ"
село Борки, Кормиловский район, Омская область
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

    ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе.  У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с  задержкой развития может не иметь инвалидности. 

    В школе обучающиесяс ОВЗ учатся по специально разработанным программам:

    • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
    • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
    • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
    • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

    Выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

    • в инклюзивном классе массовой школы,
    • в коррекционном классе массовой школы, 
    • в коррекционной школе,
    • надомное образование,
    • семейное образование.

    Инклюзивное обучение в обычной школе:

    Инклюзивное обучение  предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

    У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

          + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.
          + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

    Коррекционный класс в обычной школе:

    В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.

    Преимущества интеграции:

       + дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;
       + они находятся в коллективе.

    Коррекционная школа:

    В коррекционную школу принимают только детей со статусом ОВЗ. В таких школах учатся дети с похожими нарушениями, например, коррекционные школы для глухих или для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Раньше коррекционные школы обозначали римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII.  Сейчас такого разделения нет.

    В обучении в коррекционной школе есть плюсы:

          + дети находятся среди детей с таким же диагнозом и не чувствую себя ущемлёнными,
          + программы рассчитаны под определённую особенность,
          + такие учебные заведения оборудованы всем необходимым для эффективных занятий, например, наушники в школе для глухих или увеличенные карты для детей с нарушениями зрения;
          + часто ученики уже знают друг друга, потому что посещали один детский сад.

    Надомное обучение:

    Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно. 

    Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации. 

    Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня.

    Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.

    Семейное образование:

    Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.

    Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

    У семейного обучения много преимуществ:

          + дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;
          + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;
          + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;
          + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.

    Изображения.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Мера поддержки 1.
    Мера поддержки 1
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    У кого есть право на бесплатное питание в школе Льготное питание школьников — это бесплатные ежедневные завтраки и обеды. Льготы могут быть общие для всех или на усмотрение регионов. ? Как оформить бесплатное питание 1. Подать заявление в школе на имя директора. Бланк можно взять у классного руководителя. 2. Предоставить документ, который подтверждает льготный статус ребенка. Например, справку МСЭ об инвалидности, удостоверение многодетной семьи. ❗Для получения бесплатного горячего питания ученикам 1-4 классов подтверждение не требуется. ? Бесплатно питаются во всех школах страны – ученики 1-4 классов — горячее питание не менее 1 раза в день – ученики с ОВЗ и инвалидностью 1-11 классов — двухразовое питание Родители школьников на надомном обучении могут получать продуктовый набор или денежную компенсацию. ? Примеры льготных категорий учащихся в регионах - сироты - дети из многодетных семей - ученики, у которых родители с инвалидностью - дети, которые получают пенсию по потере кормильца - дети с ОВЗ - ученики из малообеспеченных семей - дети ликвидаторов аварии на ЧАЭС - ученики 5-11 классов, чьи родители участвуют в СВО ? Как узнать о льготах ⃣ На сайте администрации или школы ⃣ У классного руководителя или соцпедагога ⃣ В соцзащите
    Мера поддержки 2.
    Мера поддержки 2
    Стипендия ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным образовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Поступающие с ограниченными возможностями здоровья, достигшие возраста восемнадцати лет, принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия самих поступающих. По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей)учащихся может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

    В школе создана социально-психологическая служба, в штате школы имеются должности педагога-психолога, педагога-организатора, советника по воспитанию, социального педагога. 

    Сайт ОВЗ.РФ - это полезный сайт-портал полезной информации о проблеме воспитания, обучения и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями - обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    На 01.09.2023 года в школе нет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ, требующих специально оборудованных рабочих мест.

    В учебных кабинетах для обучения для обучающихся создаются следующие условия:

    — для детей с нарушением слуха парты размещаются в первом ряду;

    — детей с нарушением зрения рассаживают на ближние к классной доске парты;

    — для детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями отводятся парты, расположенные дальше от наружной стены.      

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике