Учеба в школе — сложный процесс, это стресс для ребенка и большое напряжение. Будущий школьник должен быть готовым переносить физические и эмоциональные нагрузки.
Будущим первоклассникам

Уважаемые родители!
- На что обратить внимание?
- Что такое «готовность к школе»?
- Каковы критерии оценки готовности к школе?
Отвечаем на эти вопросы.
Что такое готовность ребенка к школе?
Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):
-
Узнавать большинство букв
-
Читать слова
-
Читать предложения
-
Писать буквы
-
Писать слова
-
Узнавать цифры от 1 до 9
-
Считать от 1 до 10 и обратно
-
Выполнять арифметические действия в пределах 10
-
Другое (что-то ещё)
Проверьте, отметили ли вы в строке «Другое» такие умения, как умения слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность и пр.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько тебе лет? Когда ты родился?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работают твои родители?
- У тебя есть сестра, брат?
- Как зовут твоих друзей?
- В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
- Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
- Назови дни недели, времена года.
- Какое сейчас время года?
- Чем отличается зима от лета?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Как называется спутник Земли?
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
- Чем отличается город от деревни?
- Чем отличаются дикие животные от домашних?
- Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
- Ты хочешь учиться в школе?
- Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
- Зачем надо учиться?
- Какие профессии ты знаешь?
- Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
- Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Оценка результатов
- Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
- Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Готовность ребёнка к школе — это совокупность разных факторов и личностных особенностей ребёнка.
Основные виды готовности к обучению:
-
Физическая готовность: уровень физического развития, состояние здоровья, навыки самообслуживания.
-
Психологическая готовность: умственная готовность, социальная готовность, эмоциональная готовность.
-
Специальная готовность: графические навыки, восприятие пространства, мыслительные навыки, знания об окружающем мире, физические навыки, вычислительные навыки, чтение.

Физическая готовность
Главное, чтобы ребёнок был здоров. В остальном оптимальная физическая подготовка предполагает, что первоклассник способен:
-
выдержать пребывание на уроках вообще и длительность одного урока в частности;
-
без перенапряжения мышц шеи фиксировать взгляд на доске, на учителе;
-
в течение урока пребывать в статичном положении;
-
писать и рисовать (развита мелкая моторика рук);
-
координировать движения (зрительные, в пространстве и пр.).
Всё это обуславливает работоспособность ребёнка, его возможность учиться в комфортном режиме, включаться в учёбу без перегрузки.
Как проверить физическую готовность?
-
провести медосмотр ребёнка;
-
пронаблюдать, как долго он остаётся бодрым во время статичных занятий и насколько быстро утомляется, играя с мячом, бегая и пр. (длина урока у первоклассников в первом полугодии—35 минут, ориентируйтесь на эту цифру).
Что делать, если ребёнок физически не готов к школе?
Если речь идёт о заболеваниях, нужно обратиться к врачам и действовать только в соответствии с их рекомендациями.
Если здоровье ребёнка в норме, то укрепить организм можно своими силами. В этом поможет режим дня (важно именно его наличие, чтобы ребёнок спал, ел, играл и пр. в одно и то же время), сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе, утренняя физкультминутка и подвижные игры.
Для развития мелкой моторики можно использовать любые занятия, где задействуются пальцы: от лепки из пластилина до застёгивания и расстёгивания пуговиц на скорость.
Психологическая готовность
Выделяют три подвида психологической готовности:
1. Мотивационная.
Она показывает, насколько ребёнок настроен идти в школу и почему. Например, он говорит, что хочет в первый класс, чтобы быть как старший брат, или не хочет, потому что «там плохо» (хотя он об этом знает только по отзывам).
«Иногда желание ребёнка проявляется в игре. Так, мама одной моей воспитанницы рассказала, как девочка дома рассадила мишек и зайчиков, провела урок, раздала задания и сама всё написала за “учеников”», — делится педагог-психолог.
2. Эмоционально-волевая.
Она предполагает, что ребёнок умеет управлять своими эмоциями, поведением, добровольно трудиться (когда «надо»), действовать в соответствии с осознаваемыми мотивами, интересами и потребностями.
3. Коммуникативная/социальная.
Предполагается, что у ребёнка есть потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Он положительно относится к взаимодействию с людьми, умеет слушать собеседника, договариваться, заявлять о своей позиции и потребностях. Всё это поможет ребёнку стать полноценной частью коллектива, быть принятым окружающими, но при этом остаться самим собой.
Как проверить психологическую готовность?
Экспертное заключение может дать только психолог или педагог-психолог. Однако родители могут сами понаблюдать, как ребёнок ведёт себя в кругу товарищей и незнакомых детей. Например, отследить, насколько легко ему налаживать контакт с посторонними, контролировать сиюминутные эмоции, играть в игры с правилами, где нужно внимание и дисциплина (скажем, «Сабже», лото) и т. д.
Если окажется, что ребёнок боится сверстников, мало дисциплинирован, слишком чувствителен, то переживать рано: каждый развивается в своём темпе. Дайте ему «дозреть» в течение года-полутора.
Как морально подготовить ребёнка к школе?
Нужно дать ребёнку время и организовать условия для его развития. Информируйте его о том, зачем нужна школа, чем там занимаются дети, расскажите истории из своих школьных лет. Также важно усилить социальную жизнь дошкольника, например, отвести его в кружок, где он будет взаимодействовать с чужими детьми, но при этом краем глаза видеть, что вы за ним присматриваете: это поможет ощутить вашу поддержку.
Интеллектуальная готовность
Ещё советский психолог Лев Выготский заявлял о том, что готовность к школе состоит не в объёме усвоенных ребёнком данных (хотя и кругозор важен), а в том, насколько у него развиты познавательные процессы. Они, в свою очередь, являются комплексным психическим процессом, который включает ряд направлений:
1. Восприятие.
Оно выступает основой для развития мышления, речи, памяти, внимания и воображения и формируется постепенно. Сначала ребёнку важно всё трогать, повторять звуки, рассматривать, как что устроено, начинать ощущать себя в пространстве предметов и времени.
А к старшему дошкольному возрасту ребёнок с высоко развитым восприятием может отличаться наблюдательностью, умением подмечать всякие мелочи и особенности явлений, чёткой ориентацией во времени (понятия «вчера», «завтра», «через месяц», «день/ночь», «осенью», «зимой» и пр.).
2. Мышление.
Оно включает умение наблюдать, рассуждать, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, выделять существенные признаки предметов и явлений, систематизировать, делать выводы.
В случае с дошкольниками чаще всего надо делать скидку на то, что у них ещё недостаточно жизненного опыта, чтобы полноценно анализировать явления окружающего мира. Если маленький человек может вычленить из группы предметов лишний, или объяснить, что корова большая, а телёнок маленький, — это хорошо.
3. Память.
Суть памяти в том, что человек может узнать, зафиксировать в голове и позже воспроизвести тот или иной материал или действия.
Однако если ребята примерно 3-5 лет в основном запоминают непроизвольно, то есть в процессе игры, достижения какой-либо цели (хотели налить воды в стакан — обнаружили, что он не бездонный), эмоционального или визуального воздействия, то ребёнок 6-7 лет уже способен делать это по своей воле.
Это значит, что он по научению взрослых, но при этом с применением самоконтроля, дисциплины, ответственности может применять механические или логические техники запоминания. Первые связаны с повторением информации или действия. Вторые — с пониманием сути процесса, явления, текста.
4. Речь.
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), как правило, обладают развитой речью. Они уже умеют формировать связный текст (например, описание чего-либо, рассказ о событии), говорить сложноподчинёнными предложениями, хорошо выговаривают все звуки родного языка, умеют регулировать громкость и интонации голоса.
5. Познавательная активность.
У развитых в этом плане ребят пытливый ум. Они умеют сосредотачиваться, внимательны, обладают любознательностью и самомотивацией. Они отличаются высокой вовлечённостью в учебный процесс, как правило, в старшем дошкольном возрасте неплохо умеют и любят читать, обладают базовыми знаниями об окружающем мире.
Под базовыми знаниями понимается ситуация, когда ребёнок помнит, что явление существует, и даёт ему элементарное определение. Например, «рука — часть тела, которая помогает человеку держать предметы, рисовать, есть», «автобус — транспорт, который едет по земле и может перевозить много людей».
Как развивать интеллектуальную готовность?
Очевидный совет — надо отдать ребёнка в специальный кружок или пригласить к нему педагога по раннему развитию. В школе важно, чтобы ребёнку было интересно на занятиях и он тянулся к учителю, иначе нужного эффекта всё равно не будет.
Однако на случай, если родители желают заниматься с ребёнком самостоятельно или просто не имеют возможности водить его в «развивашки», есть много различных способов, игр позволяющих подготовить его к школе интеллектуально.
Наиболее простые методики:
1. Обсуждение с ребёнком явлений окружающего мира, в ходе которых он будет их описывать, высказывать своё мнение, искать закономерности. Важно объяснять малышу то, чего он не понимает, и давать ему возможность самому делать умозаключения. Всё это развивает речь, мышление и кругозор.
2. Вовлечение в бытовые процессы в игровом формате. Например, можно во время уборки просить ребёнка рассортировать вещи по их назначению (носки – к носкам), цвету, форме и пр. Подобные «игры» помогают улучшить когнитивные навыки.
3. Полезные игры: распознавание малышом «написанных» на его спине пальцами букв, запахов еды, духов, цветов и пр. с закрытыми глазами, определение по звуку того, что происходит на улице, в соседней комнате и пр. Это развивает разные виды восприятия.
Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению.
Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:
- рассеян, «витает в облаках», не способен к длительному сосредоточению;
- неусидчив, часто отвлекается, постоянно нарушает дисциплину;
- быстро утомляется, раздражителен;
- не может подружиться со сверстниками, замкнут или наоборот, постоянно конфликтует с ними;
- не хочет ходить в школу, жалуется на «плохую учительницу» и «скучные уроки»;
- испытывает трудности в усвоении учебного материала;
- часто болеет, жалуется на плохое самочувствие;
- тревожен, боится первым заговорить со взрослыми.
Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.
Приём письменных заявлений в 1 класс
День недели | Время |
---|---|
Понедельник | 09.00 - 14.00 |
Вторник | 09.00 - 14.00 |
Среда | 09.00 - 14.00 |
Четверг | 09.00 - 14.00 |
Пятница | 09.00 - 14.00 |

Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию